Исследовательский метод обучения
в технологии современного урока математики и внеклассных занятий

« Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Л.Н.Толстой.

Печать страницы

            ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Тема опыта «Использование исследовательских методов решения задач на уроках математики и внеклассных занятий

1. Условия возникновения и становления опыта
   С 2005 года наша школа участвует в эксперименте по внедрению профильного обучения . На базе нашей школы работает республиканская экспериментальная площадка по теме" Методика использования интерактивных средств обучения вусловиях профильного образования".
Профильное образование предполагает изучение школьниками математики на повышенном уровне сложности. Я работаю в классах физико-математического профиля. Понятно, что проблемы изучения математики на базовом уровне у моих учеников не существует. Однако, организовать деятельность учащихся на учебных занятиях таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании, отобрать и классифицировать математическое содержание каждого занятия, вовлечь своих учеников в исследовательскую деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время, дать возможность проверить силу своего познания в сравнении с другими школьниками – вот моя задача как учителя математики.
   Изучение социального заказа непосредственно классам физико-математического профиля привело меня к выводу, что в школе ученика следует готовить не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и к успешному продолжению их образования в вузах нашей республики и других городов.
   Основа моей педагогической деятельности – это не простое накопление учащимися математических знаний и отработка умения решать задачи повышенного уровня , а сотрудничество учителя с учениками по исследованию каждой математической задачи.
   Обучение в 10-11 профильных классах представляет собой второй этап углубленного изучения математики, предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике и намерения выбрать связанную с ней профессию. Выпускники, изучавшие углубленный курс математики нацелены не только на поступление в вуз, но и на успешное обучение в дальнейшем, не испытывая трудностей с математическими приемами, обоснованиями и расчетами.
2. Актуальность опыта
   Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа, в том числе и МОУ «СОШ №1», должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Моей основной задачей при обучении учащихся физико-математического класса стало:
• научить школьников учиться, то есть научить их решать проблемы в сфере учебной деятельности;
• научить объяснять решение любой, даже не математической, задачи;
   Именно поэтому я занялась проблемой использования исследовательских методов решения задач, зная, что мои выпускники хотят связать свою жизнь с активной деятельностью, требующей от современного человека поиска наиболее актуальных и эффективных решений как в бизнесе. Так и в других сферах.
   Действующие программы по математике определяют главным образом последовательность изучения определённого содержания. Они ориентируются в первую очередь на достижение «объёмных» образовательных результатов – на усвоение определённого объёма знаний.
Поэтому моя задача на современном этапе – применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться.
А как показывает практика новые образовательные технологии можут быть освоены только в действии.
   Я уверена: каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности. Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
• мотивация исследовательской деятельности;
• постановка проблемы;
• сбор фактического материала;
• систематизация и анализ полученного материала;
• выдвижение гипотез;
• проверка гипотез;
• доказательство или опровержение гипотез.
Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств для практической реализации каждого из названных этапов. Наиболее полно всем этим требованиям отвечает использование исследовательского метода и проектного как его части.
3.Ведущая педагогическая идея опыта    Новизна опыта моей работы заключается в практическом преломлении идей использования исследовательского метода и проектного как его части на уроках математики , развития исследовательской компетентности школьников с целью их социальной самореализации.
4.Диапазон опыта    Представляемый опыт моей работы является единой системой «урок алгебры и начал анализа– урок геометрии–учебное занятие с одаренными учащимися по решению исследовательских задач– внеурочная работа учащихся по математике – подготовка к муниципальным олимпиадам по математике -подготовка к ЕГЭ по математике».
5.Теоретическое обоснование опыта
   В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.    По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
6. Технология опыта
   Знания в курсе математики я рассматриваю не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности.
Цель моей педагогической деятельности – обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по математике через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию.
В связи с этим определяются задачи моей педагогической деятельности: 1. Обеспечение качества усвоения знаний по математике.
2. Содействие развитию познавательной и исследовательской компетентности.
3. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
    Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Я на уроках математики создаю проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. Развитию навыков самообразования теоретического мышления межпредметных связей способствуют уроки – практикумы.
Уроки–практикумы. Предлагаю каждому ученику набор задач (задачи беру из сборников для поступающих в вуз, из материалов вступительных экзаменов предыдущих лет).
    Наиболее часто на своих уроках я использую задачи исследовательского характера.
Поурочный план урока-исследования по теме "Площадь треугольника" можете (посмотреть)(скачать)
Очень часто использую задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности. Для развития творческого мышления постепенно формирую у учеников умения определять, какие частные случаи необходимо выделить в исследовании.
    Задач такого характера много в курсе математики средней школы. Выбирая такие задачи при подготовке к уроку, стараюсь поставить ту или иную проблему и организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся по её решению. Решать самые простые задачи такого типа начинаю уже с пятиклассниками, и тогда к выпускному классу школьники сами ставят проблему при решении предложенной задачи и ищут пути её решения.
Предлагаю задачи исследовательского характера .Можете (посмотреть)(скачать)
    В последнее время стала практиковать использование проектного метода обучения. Четко определила для себя и для моих учеников, что основным признаком проекта является проблема. Нет проблемы – нет деятельности.
    Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Технология проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проектная деятельность по сравнению с другими методами имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
• поисково-исследовательский (поиск и анализ проблемы или темы проекта, сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, проработка оптимальных идей, планирование деятельности);
• технологический (планирование, составление необходимой документации, составление проекта);
• заключительный (оформление и презентация работы, её оценка исполнителем и учителем).
    Более серьёзная работа проектным методом ведётся в старших классах.
Вывод     Моя работа по формированию исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода и проектного как его части, даёт возможность решать и задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах. Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к её изучению, заинтересованность в результатах своего труда. Большинство моих выпускников, которым предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, в результате применения исследовательского метода обучения, приобретают определённые качества личности, в частности:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Список использованных источников
1. Арцев М.Н.. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч. - 2005. - № 5. - С. 4-29.
2. Баранова Е.В., Зайкин М.И..Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. //Математика в школе. – 2004. -№ 2. - С. 7.
3. Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в школе. - 2004. - № 8. С. 10-11.
4. Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шпичко В.Н.. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления. //Образование в современной школе. – 2000. - № 11-12. – С.33-35.
5. Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов. //Информатика в образовании. – 2005. - № 8. – С.6-9.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. - 2004. - № 5. С. 3 -12.
7. Полат Е.С. и др. Новые педагогические технологии. – М.: ACADEMA, 2002. – 270 с.
8. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М., 1989.

на главную страницу  |  наверх 

 В избранное
Минобразования.html РБ
Образовательный портал РБ БИРО РЦОИ РБ
Минобрнауки России ФА по науке и инновациям портал ЕГЭ Федеральное агенство по образованию Рособразование ФЦТ Педсовет
Hosted by uCoz