О школьной математике

Печать страницы

    Нынешняя модернизация школьного образования затрагивает и математическое образование. В первую очередь это связано с изменением содержания обучения, переходом старших классов на профильное обучение, введение ЕГЭ. Центральная задача – обновление школьного математического курса. Меня как учителя настораживают некоторые тревожные тенденции. - Примитивизация школьного курса.
    Основная идея этого направления борьба с перегрузкой, стремление соответствовать стандартам ведущих зарубежных стран. На практике это сводится к тому, что количество часов на изучение математики снизилось как в начальной, так и в основной школе при этом учебные пособия, программы остались в прежних объемах. Учитель попал в ситуацию, когда некий объем материала должен быть изучен в более короткий срок, проходя материал в более быстром темпе. Если сильному ученику это «по плечу», то слабые учащиеся испытывают явные затруднения. Это становится одной из причин снижения уровня математических знаний и умений. Особенно это ощутимо при изучении математики в начальных классах.
    Где-то десять лет назад, одновременно с падением всей прежней идеологии, школа резко стала крениться в гуманитарную сферу. Но так сильно пошел этот крен, что на математику вообще закрыли глаза - да и нужна ли она вообще для всех? Последние годы характеризуются свертыванием на практике реального математического образования . Ибо если стране не так уж нужны инженеры и ученые, а гораздо больше - менеджеры, переводчики, брокеры, официанты и политики, то школа не может стоять в стороне от этих нужд. Но прежде всего России нужны образованные люди, личности, усвоившие культуру, ее ценности. Ведь математика - часть человеческой культуры.
    Был сделан важнейший для всей школы шаг вперед: введено профилирование программ в старших классах. Теперь ученики и учителя могут выбирать: уровень А или уровень Б. Один - для тех, кому и в будущем придется, кто планирует учить математику дальше. Здесь все более или менее понятно. А вот как быть с другими, с теми, у кого математика школой завершится? Видимо, здесь главный узел проблемы. И вот появляется разрешение ограничить изучение математики в таких классах всего 3 часами в неделю. Тогда давайте признаем, что для гуманитариев математика не нужна вовсе . Если к этому сведется идея профильности в школе, то не получим ли мы в результате непоправимый разрыв между двумя культурами - точной и гуманитарной?! .
    Речь идет не о стандартных задачах из задачников - их-то в жизни, может быть, никогда и не встретится, но о переносе навыков мышления на жизненные проблемы. В них тоже есть логика, а логика - одна. Самое главное: нам нужно учить детей быть более интеллектуальными при подходе к жизненным проблемам. И тут математику не заменить ничем. В этом сама суть личностно-ориентированного подхода к образованию. А вот несколько тезисов из выступления заведующего лабораторией обучения математике РАО, доктора физико-математических наук Георгия Дорофеева : Одна из важнейших целей при обучении математике - логически грамотное владение языком. Не правописание, конечно, а умение точно выразить свою мысль, точно понять, что сказано или написано.
   Математика представляет собой довольно таинственное явление, ее происхождение и цель, также как происхождение и цель человечества, неизвестны. Математика лежит в основе технического прогресса, и поэтому довольно распространенным является мнение, что главная ценность математики заключена в ее практических приложениях. Это мнение, однако, не согласуется с тем обстоятельством, что наиболее яркие и впечатляющие математические результаты лежат в тех ее областях, которые максимально удалены от всяких практических приложений.

на главную страницу  |  наверх 

 В избранное
Минобразования.html РБ
Образовательный портал РБ БИРО
Минобрнауки России ФА по науке и инновациям портал ЕГЭ Федеральное агенство по образованию Рособразование ФЦТ Педсовет
Hosted by uCoz